Версия для слабовидящих

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Педагог-психолог

Польза от психолога в школе? 

Диагностика личности учащихся


С появлением школьных психологов учителя получили возможность иметь представление о психическом здоровье и состоянии того или иного ученика, его способностях, склонностях и интересах. На каждого ученика составляется индивидуальный профиль личности, куда, кроме особенностей характера, входят скорость сенсомоторных реакций, темперамент, особенности протекания психических процессов: восприятия, памяти, речи, воли, воображения и т.д.

Учителям


Много пользы принесла учителям диагностика мышления каждого ученика. Представьте, сколько времени требовалось даже опытному педагогу, чтобы отгадать, почему до ученика так медленно доходит материал — или у него низкая скорость мышления, или объяснение материала с помощью картинок не соответствует его абстрактно-логическому мышлению. А может быть, у
ученика вообще плохое внимание (настроение), либо он хочет, чтобы его заметили среди других учеников. Бывает, что причина непонимания ребенком материала кроется в более серьезных нарушениях психики. Таким образом, психолог экономит учительское время.

Классным руководителям


Психодиагностика личностных особенностей помогает и классному руководителю, у которого сегодня проблем хоть отбавляй. Психолог помогает ему узнать, кто из детей в классе является лидером, а кто аутсайдером, как они могут проявлять себя в группе сверстников, и как эта группа к ним относится. Здесь применяются, в основном, социометрические методы (в них каждый ребенок оценивает позицию других в группе) и диагностика межличностных отношений.

Психолог-терапевт


Психокоррекционная работа в школе имеет широкое применение: от случаев нарушения психики и задержки развития до  добровольной потребности учащегося в развитии и самосовершенствовании. Психолог может работать как индивидуально, так и в группах, проводя, к примеру, тренинги. Чаще всего школьный психолог направляет ребенка к другим специалистам, являясь как бы «терапевтом», проводящим первичную диагностику.

Психолог-консультант


Известно, что детям нравится просто приходить в кабинет психолога время от времени. Часто их толкает на это любопытство. Особенно оно выражено у подростков — они идут к психологу с целью узнать или услышать что-либо о себе, о своей личности, найти в ней уникальные, никому не присущие черты. Поэтому психологу легче расположить к себе и настроить на разговор о проблемах старших школьников, нежели детей помладше.


Обсуждаемые проблемы, в основном, возрастные. Первая группа проблем касается только школы и всего, что с ней связано. Это — напряженность во взаимоотношениях с одноклассниками, проблемы принятия в группу у младших и средних (5, 6 класс) школьников, и проблемы полового созревания и построения ценностной системы личности, и вследствие этого неприятности с учебой у средних (7, 8) и старших школьников.


Проблемы другой группы посерьезней и потяжелей. Это могут быть отношения в семье: насилие (как моральное, так и физическое), конфликты между родителями, тяжелое экономическое положение. Как правило, школьные проблемы являются следствием таких трудностей. К примеру, ученика могут не принимать в классе из-за низкого социального статуса. Ребенок, подвергавшийся насилию, сам замыкается в себе и не подпускает никого, считая всех врагами, а себя — ничтожеством. Основная задача консультанта — последовательно выводить на поверхность эти проблемы.

Важно помнить, что консультирование школьников — не коррекция личности, а, скорее, терапевтическая беседа. Ее основная цель — снять напряжение, образовавшееся в результате внутриличностных или межличностных конфликтов. Ребенок часто сам в курсе своих проблем, но, бывает, что ему некуда и не к кому идти жаловаться. 

Важно помнить, что дети идут с проблемами к психологу, видя в нем, зачастую, единственного человека в их жизни, которому можно довериться. Тому, в свою очередь, необходимо это доверие уважать и подтверждать поведением. Любое разглашение проблемы должно производиться только с согласия ребенка, несмотря на его возраст, иначе доверие ученика легко потерять. Вернуть детское доверие практически невозможно.

Психолог консультирует в школе не только детей, но и их родителей, и учителей. Согласитесь, возможно, что классный руководитель не стал бы унижать и оскорблять ребенка без каких-либо собственных личностных проблем или кризисов. С
этой точки зрения, случай с самоубийством ученика школы мог бы не состояться, если бы проводилась опытная психологическая работа и с ним, и с его классным руководителем.

Психолог-преподаватель


Сегодня психология как предмет вошла в образовательные программы многих школ (предметы «граждановедение»,  человековедение», «мой выбор», проведение профориентационной работы в школе и т.п.) — у школьного психолога появилась еще одна ниша для работы.