Версия для слабовидящих

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Учительская страничка

Ребенок-клоун в классе 
(рекомендации учителям)

Дети-клоуны,
дети-шуты — редко какой класс обходится без них. Для неопытной
учительницы, когда на уроке сидит такой "артист", работа становится
пыткой. Наши рекомендации помогут педагогам выработать оптимальную
модель поведения в этой ситуации.

— Многим детям помогает
превентивное внимание. Если вы знаете, что в классе есть ребенок,
который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя", прямо в начале урока
(объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального
пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь,
внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто
подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень
рентабельная трата времени, потому что в большинстве случаев этой
минутной "порции" бывает достаточно, чтобы следующие 15-20 минут ребенок
мог нормально работать и не портить вам нервы. Кроме того, он получает
важный опыт, что внимание взрослого вовсе не обязательно "выцыганивать" —
вы и так о нем помните и хорошо к нему относитесь.

— Иногда
очень хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с
ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы
от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то
недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они
очень живо и сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят
исправить свое поведение — только не могут ничего с собой поделать.
Договоритесь, что вы не будете против безобидных шуток, разряжающих
обстановку в классе, но как только ученик начинает вам по-настоящему
мешать, вы подаете ему условный знак, смысл которого: "Остановись, это
уже слишком!". Это может быть особый жест, взгляд, слово. Ребенку,
нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно, что он становится
"избранным", доверенным лицом, хранителем секрета. Ваш условный знак
(который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та самая
необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который позволит
справиться с собой и вести себя приемлемо.

— Если сдерживающие
усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не
подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр
одного актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий
так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное
письменное задание — чтобы головы не мог поднять, в крайнем случае,
можно взять за руку и вывести в коридор, а еще лучше — отвести в
учительскую или к охраннику, и посадить в уголке. Важно избежать долгого
спектакля: "Выйди из класса!" — "Нет, а что я сделал?", и так пять раз
по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам
ребенка много внимания. Быстро, кратко, решительно, безэмоционально
пресекайте безобразие, стараясь не прерывать хода урока — и все.


Ни в коем случае не создавайте для такого "обаяшки" режим
попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию.
Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно ни
улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех, и тебе
придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение
терпеть не буду. Обсудите с руководством возможность его изоляции в виде
крайней меры пресечения безобразий: пусть один или два дня учится не в
классе, а в гордом одиночестве, в уголке кабинета завуча, например.
Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам, и чтобы
все они были проверены и оценены.

— Когда ученик ведет себя
хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность
посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове
неправильную связь "паясничаю — получаю внимание, сижу смирно — меня
как будто бы нет" и заменить ее другой: "паясничаю — оказываюсь в
изоляции, веду себя хорошо — получаю внимание и признательность".

 

Автор: Л. Петрановская, материал с сайта http://adalin.mospsy.ru