Версия для слабовидящих

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Родительский университет

 

Здравствуйте, уважаемые родители!           

Мы продолжаем цикл бесед родительского Университета. Родительский Университет создан с целью просвещения родителей в вопросах воспитания,  это обмен (информацией, знаниями, опытом),  который сможет сделать нас с вами людьми более информированными, более знающими. А человек, имеющий больше знаний, имеет меньше шансов ошибаться. На наших заседаниях мы рассматриваем актуальные вопросы воспитания, которые волнуют нас как педагогов, вас, как родителей.           

Сегодня  хотелось бы поговорить на тему «Влияние семейного неблагополучия на социализацию ребенка». Тема выбрана нами не случайно. Проблемы ребенка в неблагополучной семье – это не только проблема педагогики, медицины и правоохранительных органов, Мы поговорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А какую семью нужно считать неблагополучной? Это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания. Какие же дефекты воспитания встречаются чаще всего? Первый дефект воспитания – это:

1. Воспитание по типу «Золушки».  Ребенка не любят и этого не скрывают. Ребенок замыкается и озлобляется, ожесточается и мстит родителям за  презрение к нему.

2. Второй вид дурного воспитания. Воспитание – гиперопека. При гиперопеке родители с ребенка  «сдувают пылинки», содержат в оранжерейных условиях, не дают проявлять самостоятельность, не позволяют вести себя  ответственно и решительно. Из таких детей вырастают  капризные, привередливые  мужчины и женщины. Они склонны к пьянству, социальной пассивности, ленивыми, неприспособленными к жизни.

3. Гипоопека- до ребенка  «руки не доходят», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает из виду. Родители часто не знают, чем занимается их ребенок. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Большую часть свободного времени ребенок проводит вне дома. Это приводит к безнадзорности, к хулиганству и безделию.Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут. Что делать бедному ребенку? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания. Важно то, что всякий раз воспитание разное. А это уже плохо. И так,  что такое неблагополучная семья?Все в мире относительно-  и благополучие и неблагополучие. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь. Стало быть, говорить о  ребенке из неблагополучной семьи – значит  говорить о том:

1. какие бывают неблагополучные семьи

2. какие бывают дети со своими психологическими особенностями, подверженные реагированию на семейное неблагополучие

3. как отражается семейное неблагополучие на ребенке, 

4. как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпимость, т.е. превращать семью в неблагополучную, а последняя, в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка

5. что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать родители и  педагоги, чтобы помочь ребенку — ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных условиях. 

Проблемы, с которыми сталкивается неблагополучная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической.

По мнению социологов, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1.  Семьи с открытой формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): существует великое множество семей, о которых ничего плохого сказать нельзя, но, тем не менее для данного конкретного ребенка, эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагополучной. Семьи бывают разные, разные дети, поэтому только система отношений «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Семья может быть неполной, а может быть полной, но с противоречивым воспитанием, подавляющим ребенка. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная. Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими делами, мало внимания уделяют ребенку. Где ребенок черпает недостающее внимание? Такие дети идут во двор, на улицу, попадают в сомнительные компании, где их понимают, где их принимают, что приводит к подчинению более сильному лидеру, причем , как правило отрицательному лидеру,  и к дурным последствиям. Особенно трудно работать с подростками, тк. в этом возрасте все реакции обострены.Дефекты воспитания-это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку.

Факторы дисфункции семьи: -семья в состоянии развода-неполная семья, чаще мать-отчужденность родителей из-за занятости-недостаточное психолого-педагогическое образование родителей-жестокое обращение с детьми-оба родителя – алкоголики, но семья полная-один из родителей алкоголик, семья полная-родитель алкоголик в неполной семье— семьи с престарелыми опекунами.То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.Многочисленные  исследования доказывают, что:— влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;— в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; Дети — наше зеркальное отражение! Прежде, чем исправлять своих детей, исправляйте себя уважаемые родители!!! В нашей беседе принимают  участие: начальник отделения по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних Бюджетного Учреждения «Комплексного центра социального обслуживания населения» Босоногова Нина Николаевна, у которой большой  20 лет стаж работы  в инспекции по делам несовершеннолетних с неблагополучными семьями и инспектор ПДН , старший лейтенант полиции Демидова О.Н. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной ее характеристикой является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Рассматриваемая нами проблема неблагополучия семьи особенно остро стоит в сельской местности. Рабочие места в селе — это работа в школе, библиотеке, здравпункте. Практически всеобщая безработица в сельской местности привела к обнищанию населения. В семьях обострились многие ранее не заметные проблемы, такие как бытовое пьянство, жестокость членов семьи по отношению друг к другу, тунеядство. Дети развода: распад семьи имеет для детей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Кроме того, до развода родителей дети в течение долгого времени живут в напряжении. Возможно, они уже слышали слово "развод", произносимое (порой — весьма громко) в их доме в течение многих месяцев или более того лет и сопровождаемое плачем, криками и, быть может, драками. Когда отношения между родителями нарушаются, более того очень маленькие дети понимают это. Дети хотят быть в курсе, что случится с ними после развода родителей.Когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что иной родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать показывать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям (особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе родителей и если бы они вели себя лучше, то, быть может, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются ещё соединить родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители ещё больше усложняют ситуацию тем, что сначала не уверены в окончательности развода и, быть может, делают неудачные попытки опять соединиться, рождая, таким образом, в детях ложные надежды. После развода отношения ребенка с обоими родителями изменяются. Дети иногда становятся непослушными и несговорчивыми, а в подростковом возрасте могут эмоционально отдалиться от семьи. Им часто приходится выслушивать взаимные обвинения родителей. Дети могут оказаться в центре битвы за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей пытается привлечь ребенка на свою сторону. Порой родители соревнуются за любовь детей и стараются подкупить их подарками или позволяют совершать то, чего не разрешает противоположная сторона. После развода родители часто находятся в состояние сильного стресса и бывают неспособными проявлять по отношению к детям довольно душевного тепла и осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко они бывают менее внимательны к ребенку, непоследовательны в требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к его проблемам. Кроме того, порой дети болезненно реагируют на попытки родителей найти себе нового партнера. Например, оставшийся с матерью мальчик иногда принимает роль "главы семьи" и может почувствовать угрозу, когда на сцене появится "соперник". Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются следующие.

1. Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся особенно уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком уходящего из семьи родителя и о материальной поддержке ещё более осложняют ситуацию,  как для взрослых, так и для детей.

2. Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка. Если ребенок продолжает существовать в том же доме, посещать ту же школу и кругом него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. И наоборот, если повседневная жизнь ребенка претерпевает большие изменения и теперь ему приходится существовать то в одном доме, то в другом, расставаться со старыми друзьями, переходить в новую школу, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большой степенью вероятности подвергаются потрясению. Чем больше изменений претерпевает жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новым условиям.

3. Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребенку.В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение,  часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям как основы установления гармоничных отношений не только с ними, но и с другими окружающими нас людьми; необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основа великодушия и щедрости; необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния "улицы", выражают сомнение в психическом здоровье детей. По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова : "Искренне любите дитя свое — остальное приложится ". Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету.

16.11.2011 г.