Версия для слабовидящих

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Страничка для родителей

Страничка для родителей

Традиционно
главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок
находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности
своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как
личность.

Семья может
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том,
что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит
его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья
— это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных
ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не
расходится с практикой.

Анализ существующего
положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно
значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно
отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье
членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных
потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая,
психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения
роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечени их нравственного и
физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального
института усугубляется распространением преступности, алкоголизма,
наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная
недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного
характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального
педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание
помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Типы "трудных" семей: 

Семья, в которой "трудные" родители.
Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.
Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием,
лишенностью духовного конфликта.
Семья, где господствует безнадзорность.
В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для
отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств,
отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание
методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет ОУ и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.
В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую
провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Для результативности работы с семьей необходима различная информация,
поэтому на каждую семью, состоящую на учете в школьной
социально-психологической службе, составляется социальный паспорт. Для
оказания квалифицированной помощи семье разрабатывается индивидуальная
программа реабилитации.

Проблемы родителей

Социально-медицинские: 

  • физические недостатки, патологии самих родителей;
  • физические недостатки, патологии ребенка;
  • психические растройства одного из родителей;
  • психические заболования ребенка;
  • алкоголизм, наркомания и т.п.;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм питания. 

Социально-педагогические: 

  • гиперопека ребенка;
  • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
  • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
  • языковый барьер (двуязычие). 

Социально-психологические: 

  • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
  • конфликты в семье. 

Социально-экономические: 

  • низкий материальный уровень семьи;
  • плохие жилищные условия;
  • низкая предметная обеспеченность. 

Социально-юридические: 

  • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
  • юридическая некомпетентность. 

    Этапы работы с семьей:

  • Диагностика проблем семьи.
  • Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
  • Осодействие в получении социальной помощи. Диагностика результатов работы. 

    Цель:
    Оказание
    помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в
    расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

    Задачи:

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений. 

    Принципы применяемые в работе с семьей:

  • повышение пристижа здоровой семьи;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
  • поддержка самореализации семьи (клубы, круглые столы и т.д.);
  • социальное партнерство всех служб;
  • изучение и распространение новых технологий;
  • работа со СМИ (информационная, распространение позитивного опыта);
  • межведомственный подход к проблеме;
  • профилактика проблем. 

    Методы:

  • патронаж;
  • беседа;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • занятия;
  • тренинг;
  • информационность;
  • просвещение.

Таким
образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и
свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка,
разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие
воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь
    сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к
    равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим
    жизненным опытом;
  • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. 

    Прогнозируемый результат:
      Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.