Версия для слабовидящих

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Страничка учащихся

Страничка учащихся


 
 Частыми клиентами школьной социально — психологической службы
становятся подростки (младший подростковый возраст 11-13 лет, старший
подростковый возраст 14-17 лет ). Современный подросток — это подросток,
выросший в период изменений, произошедших в нашей стране. На его
становлении, взрослении сказываются все перемены, проявляющиеся в семье и
обществе. Современного подростка "раздирают" противоречия от
непонимания, недоверия, невысказанности своих переживаний, от того, что
они сами наблюдают во взрослой жизни и того, о чем говорят им взрослые.
Мир современного подростка сложен и все чаще не вписывается в "старые"
педагогические и психологические законы.
 
 Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным
процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека.
Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и
психических перемен в организме и личности ребенка. В этот период
подросток нуждается в особой социализирующей функции семьи — в
объяснении и информировании о различных сторонах жизни. Если семья не
справляется с этой задачей, подросток может быть дезориентирован в
социальной действительности.
   Движущей силой
развития и становления личности является удовлетворение базовых
потребностей личности (принятие, осознание, самореализация). Подростки
склонные к девиантным формам поведения, не являются исключением. Для них
также характерны не только материальные и физиологические потребности,
но и духовные: в красоте, гармонии, доброте, честности и т.д. Личность
подростка — постоянно меняющаяся, открытая система, способная к
изменениям в зависимости от социальных условий.
 
У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе
взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с
социальной средой и определяет направленность его психического развития.
И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения
исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают
его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием,
создают условия, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами,
то, тем самым создают благоприятные условия для психического развития. 
 
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими
особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной
неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в
организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость,
переоценкой возможностей, самоуверенностью т.д.
 
 Подростком решается не просто задача занятия определенного места в
обществе, но и проблема взаимооотношений, определения себя в обществе и
через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения ,
принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем
самым определения смысла своего существования.

Проблемы современного "трудного" подростка: 

Социально-психологические: 
  • конфликтность;
  • замкнутость;
  • задержка психического развития; 
  • синдром дефицита внимания;
  • трудности в общении со взрослыми и сверстниками; 
    самореализация — страхи.

Социально-педагогические: 

  • педагогическая запущенность;
  • девиантное поведение;
  • отсутствие понимания между учениками и педагогами;
  • плохая успеваемость;
  • пропуски занятий;
  • социализация;
  • двуязычие. 

Социальено-медицинские: 

  • физические недостатки, инвалидность;
  • злоупотребление алкоголем; 
  • наркомания;
  • агрессивное поведение, суицидальное поведение, психические расстройства;
  • нарушение санитарно-гигиенических норм питания, содержания жилья и т.д.;
  • частая заболеваемость ОРВИ и т.д.;
  • хронический характер некоторых заболеваний. 

Социально-бытовые (экономические): 

  • плохие жилищные условия;
  • низкий уровень предметной среды (недостаток одежды, обстановки в квартире, необходимой для нормальной жизнедеятельности). 

Социально-юридические:

  • насилие в семье;
  • жестокое обращение сверстников и взрослых;
  • безнадзорность, сиротство;
  • алкоголизм, наркотики и т.п.;
  • правонарушения;
  • недостаток знаний о своих правах и обязанностях. 

    Этапы развития личности в относительно стабильной общности:

  • адаптация, усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности;
  • индивидуализация, поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации;
  • интеграция,
    общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности
    личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. 

    Цель:
    Создание условий для развития социально адаптированной личности

    Задачи:

  • выявить индивидуальные особенности учащихся;
  • внедрять навыки конструктивного общения;
  • изучить положение учащегося в школе, классе, семье;
  • проводить консультативную и психокоррекционную работу для достижения позитивного разрешения проблем. 

    Принципы:

  • системность;
  • объективность;
  • принцип точно поставленных целей;
  • информационная достаточность;
  • принцип обратной связи;
  • принцип ведущего звена;
  • принцип здравого смысла;
  • демократизм;
  • дисциплина и порядок;
  • поощрение инициативы;
  • взаимоуважение. 

    Методы и формы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • диагностика;
  • консультация;
  • тренинг;
  • коррекция;
  • мониторинг. 

    Планируемый результат:

  • Развить
    способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют
    личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.