Версия для слабовидящих

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Романенко Надежда Андреевна

Отличник народного просвещения, ветеран труда, женщина, воспитавшая десятки чужих детей и пятерых своих, 41 год она проработала в образовании. Из них около 20 – в родной первой Кормиловской школе.

Даже сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, Надежда Андреевна не перестает следить за образовательным процессом, за успехами новых поколений своих коллег. Конечно, школа уже совсем другая – иные требования, стандарты, объемы знаний. Изменились и дети, и их родители. Но подход к детям, убеждена Надежда Андреевна, несмотря ни на какие внешние перемены, должен оставаться одинаковым – внимание к каждому. Только так можно поддерживать у ребенка веру в свои силы и стремление многого добиться в жизни.

Судьба сделала выбор

– Когда мне было 15 лет и я пошла в 9 класс, погиб отец. Пришлось работать в свободное от учебы время, на летних каникулах. Надо было помогать семье, поднимать младших, да и для себя что-то хотелось подкопить к новому учебному году. По окончании 11 класса выбора у меня уже не было: нужно было идти работать…

Так бы все и случилось, не вмешайся в судьбу девушки педагоги – классный руководитель Людмила Яковлевна Подковырова и преподаватель Ишимского пединститута, тоже выпускница Кормиловской школы №1, Инна Васильевна Першаева. Именно они уговорили ее поступать в институт. Аттестат без троек, по гуманитарным предметам вообще все пятерки. И потом ведь, как в кино, еще и спортсменка – первый взрослый разряд по лыжам.

Выпускница была зачислена на филологический факультет Ишимского пединститута, после окончания которого на 14 лет осталась работать в Тюменской области. 22-летний дипломированный преподаватель-филолог с отличными рекомендациями института получил место в восьмилетней школе. Не просто место – должность завуча, да еще и уроки истории в качестве учебной нагрузки.

– За трудолюбие, наверное, порекомендовали, за умение к людям подход найти, – улыбается Надежда Андреевна. – Первое время непросто было, да и предмет непрофильный. Но я старалась. К счастью, старшие коллеги всегда были готовы мне помочь.

Через три года Надежду Романенко перевели из «восьмилетки» в новую среднюю школу, уже на должность директора, а еще через пять она была награждена знаком «Отличник народного просвещения». А ведь ей было всего 30!

– Если бы не коллектив, я не смогла бы состояться, – не перестает повторять Надежда Романенко. Недалеко от школы специально для нее был построен дом. «Только обязательно печку в доме сделайте!» – просила Надежда Андреевна строителей, вспоминая свои слагаемые комфортной сельской жизни. «Зачем тебе печка, у тебя отопление будет!», – недоумевали строители, но все таки сделали, как она просила.

– И для коровы моей такой сарай построили, что в нем самому не стыдно жить, – смеется Надежда Андреевна. Школа была новая, хорошая, совхоз не жалел средств ни на нее, ни на коллектив.

Дорога к дому

В Тюмени у Надежды Романенко появилась семья, родилось четверо детей. Но в глубине души ей всегда хотелось домой, в Кормиловку. Там – все свое, знакомое, дышит чем-то родным и бередит в сердце самые дорогие воспоминания.

В 1982 она вместе с семьей вернулась домой. По сути, приехала наудачу, оставив там и любимую работу, и коллектив, и профессиональные амбиции. Кормиловка ей ничего не обещала. Ну и пусть. Главное, что дома, а там будь как будет.

Первые несколько лет работала инспектором в РОНО, получила квартиру, но, признается, к детям,

к школе, ее тянуть не переставало. Тем более своих ребятишек было уже пятеро. Самая младшая, пятая дочка, родилась именно в Кормиловке.

А потом состоялся разговор с директором Кормиловской школы Еленой Поповой. Так Надежда Романенко пришла работать завучем в школу, которую когда-то сама закончила. Здесь же к ней «вернулись» и ее предметы – русский и литература.

Все ошибки и неподдающиеся правила, все слабые места учеников она знала, как свои собственные. В ее волшебной тетрадке все было написано: у кого хромает «не» и «ни», у кого с падежами беда, кому пунктуацию надо подтянуть.

– Нет троечников, – убеждена Надежда Романенко. – Есть те, кому не хватило внимания. Это сегодня каждый второй ребенок занимается с репетитором. А раньше и слова такого не знали. О каком репетиторе речь, если есть свой учитель, который поможет и объяснит лучше, чем кто бы то ни было?

– Мы учили ребятишек, сидели с ними, не жалея своего времени, чтобы они знания получали, чтобы они поступали в институты. И ведь поступали! Такая миссия у педагога – не жалеть себя для других, – говорит Надежда Андреевна.

Самая первая школа

…Однажды пятилетняя Надя попросила старшего брата взять ее с собой на уроки. Прицепилась, как банный лист: возьми да возьми. Ну что делать – согласился. Девочка тогда просидела за партой все занятия, даже не выходя из класса на перемену.

Почему так понравились ей, пятилетней, уроки в классе брата, она не знает, но хорошо помнит, как интерес к книжкам, домашним заданиям и прочим школьным правилам начал расти вместе с ней.

Накануне торжественной линейки 1 сентября отец откуда-то принес ей, без пяти минут первоклашке, огромный букет. А потом каждое утро много месяцев подряд крепкая рука брата брала ее ладошку в свою, чтобы отвести на уроки.

А ноги у девчушки по пути до школы в сугробах застревали – дорог не было. Ступишь в снег, да так и оставишь в нем валенок.

Однажды она проснулась посреди ночи, увидела луну в небе и чуть не заплакала: что же меня никто не будит, я ведь занятия проспала! Быстро собралась, портфель схватила и побежала в школу.

Видит – закрыты двери. «Ну все, и правда опоздала», – уже отчаялась малышка и вдруг услышала: «Девочка, а ты что тут?», – это технички пришли в школе лампы зажигать.

«Я на урок опоздала», – захныкала первоклашка.

«Да не опоздала ты, наоборот, раньше всех пришла! Уроки ведь еще не начались!».

Тогда, в 1954 году, она стала одной из первых учениц только что построенной Кормиловской школы №1.

– Так больно было, когда ее недавно развалили… Как по сердцу проехали, – говорит Надежда Андреевна.

Искусство воспитания

Современная школа требует от ребенка гораздо больше, чем раньше. Школе нужно шагать в ногу со временем, и шагать приходится быстро. Но, считает Надежда Андреевна, сегодняшняя система

образования в смене стандартов и норм упускает что-то важное – в воспитании личности, во внимании к отдельному ребенку, в стремлении научить маленького человека строить отношения с этим миром. Да, семья, родители – они в ответе. Но ведь сегодняшних мам и пап, к сожалению, тоже нужно воспитывать.

– По качеству знаний современная школа ушла далеко. Но воспитание забывать нельзя. Ребенка необходимо заставлять трудиться, чтобы он знал цену любым усилиям. Уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм – это не громкие слова, это основа основ, – считает Надежда Романенко.

Не в «тройках» и «пятерках» дело, а в том, чтобы эти ребята достойными людьми выросли.

– Кем бы я была, если бы не мои учителя? Даже и не знаю. Как жизнь сложилась, если бы после школы я пошла работать, а не учиться? Меня мои педагоги поддержали, и это сыграло главную роль.

В январе Надежда Андреевна отметила 70-летие. Много было поздравлений – от тюменских и кормиловских коллег, которые всегда помнят и не теряют связи, от Елены Евгеньевны Поповой, открывшей Романенко дорогу в кормиловском образовании. –

Счастлива ли я? – рассуждает Надежда Андреевна. – А разве не счастье для матери вырастить пятерых детей, воспитать внуков и дать путевку в жизнь другим детям?..

Вера СЕРЕБРЕННИКОВА Фото Федора Шапранова

№1(20) от 10 февраля 2017